Исторические корни Мостовой инспекции уходят в конец XIX века. Родоначальницей Мостовой инспекции была Заводская Инспекция, которая была высочайше утверждена Государем Императором Александром III 9 января 1890 года, полностью она называлась Главной заводской инспекцией Министерства путей сообщения (МПС). С того дня после своего образования Мостовая инспекция в связи с различного рода обстоятельствами неоднократно меняла название и подчиненность.


    В 1917 г. Заводская инспекция стала называться Отделом по испытанию и освидетельствованию заказов МПС, с 1917 по 1918 гг. – Отделом по испытанию и освидетельствованию заказов НКПС, а с 1918 по 1919 гг. – Главной фабрично-заводской и рудничной инспекцией НКПС. Как до Октябрьской революции, так и после нее целью Заводской Инспекции было обеспечение доброкачественной поставки продукции.


    В 1918 году на отдел по испытанию и освидетельствованию заказов были возложены дополнительные обязанности – надзор за ремонтом подвижного состава, передаваемого Наркоматом на заводы. В 1918 г. Главная фабрично-заводская и рудничная инспекция была передана Техническому управлению НКПС в качестве отдела, а в 1922 году она опять стала называться Заводской Инспекцией.
В октябре 1924 года Заводская Инспекция входит в состав Центрального управления железнодорожного транспорта (ЦУЖЕЛ) в качестве самостоятельного органа. Заводская инспекция входила в состав НКПС, затем последовательно в МПС и Минтрансстрой СССР.


    До 1942 года изготовление и техническая приемка металлических пролетных строений железнодорожных мостов проводилась на заводах Наркомтяжпрома, в период с 1942 по 1945 год – на предприятиях Наркомстроя, а также на мостобазах мостостроительных организаций НКПС.


    В 1954 году Заводская инспекция вошла в состав Главмостостроя – специализированного Главного управления по строительству мостов Минтрансстроя СССР.


    В 1956 году на предприятиях и полигонах строительных организаций Минтрансстроя было организовано изготовление железобетонных пролетных строений железнодорожных и автодорожных мостов. Технический контроль за изготовлением и приемку конструкций стала осуществлять Заводская инспекция. Минтрансстрой запретил строительным организациям применять для сооружения мостов изготовленные на заводах и полигонах мостовые металлические и железобетонные конструкции не принятые Заводской инспекцией.


    Квалифицированная и независимая от предприятий техническая приемка конструкций Заводской инспекцией обеспечивала соответствие продукции, выпускаемой специализированными заводами и полигонами, требованиям проектов и СНиП.


    В соответствии с приказом Госстроя Российской Федерации в 1994 году на основании Устава, утвержденного собранием учредителей Научно-технической Ассоциации ученых и специалистов транспортного строительства, на базе Заводской инспекции была создана «Инспекция по контролю качества изготовления и монтажа мостовых конструкций» (ООО «Мостовая инспекция»).


    В 1996 году в состав Мостовой инспекции была создана  группа инспекторов для контроля за проведением строительно-монтажных работ при строительстве путепроводов и мостов и дорожных работ при реконструкции МКАД.


 В настоящее время Мостовой инспекцией обслуживается более сотни предприятий и организаций, задействованных в области изготовления и монтажа мостовых конструкций и дорожного строительства.